alert medal calendar facebook glasses instagram mail notes2 odnolassniki rss structure twitter vk
Другие порталы
18 февраля
2015
00:00
266

«День встречи перелетных птиц»

Задачи проведения «День встречи перелетных птиц»

Задачи «Дня встречи перелетных птиц» в первую очередь чисто практические: привлечение птиц, полезных в лесном хозяйстве в целях борьбы с вредителями — насекомыми и грызунами. В городах и населённых пунктах цель привлечения птиц — охрана от вредителей зелёных насаждений, оживление городских парков, садов, борьба с докучливыми и переносящими заразные болезни насекомыми.

На опыте проведения «Дня встречи перелетных птиц» в течение ряда лет выявились некоторые общие недочёты в организации праздника. Прежде всего он часто остаётся только однодневной кампанией. Нередко основное внимание уделяется внешней стороне праздника: оформлению и художественной части, порой даже не имеющей никакой связи с птицами, главное же — привлечение птиц — отходит на второй план.

Организаторы школьной работы по охране птиц должны всё внимание в «День встречи перелетных птиц» направить именно на практическую деятельность школьников, а не на организацию карнавала.

Наконец, к участию в «Дне встречи перелетных птиц» нередко привлекаются в основном школьники младших классов. Естественно, что от таких малышей нельзя ожидать серьёзной работы. Активно участвовать в проведении «Дня встречи перелетных птиц» должна вся школа с основным упором на 5-7 классы. Ближайшими помощниками учителя в организации и проведении «День встречи перелетных птиц» могут быть учащиеся школьных лесничеств и школьники 7 класса.

Практическая сторона праздника — изготовление и развеска гнездовий, больше всего увлекает школьников среднего и старшего возраста, младших же школьников больше интересует карнавальное шествие, маски птиц, торжественность обстановки. Кроме того, только школьников от 13— 14 лет можно допускать к самостоятельной развеске гнездовий на деревьях.

Подготовка и проведение «Дня встречи перелетных птиц»

В начале марта развёртываются работы по изготовлению скворечников, организуется выставка по охране птиц. Самое правильное — поставить перед детьми задачу организовать охрану птиц на первое время хотя бы на небольшом, но определённом участке вблизи школы.

Программа самого праздника зависит от возможностей школы. Однако к участию в ней должны быть привлечены специалисты лесного хозяйства из лесничества.

За лучшее изготовление скворечников можно организовать выдачу небольших премий. Лучшими нужно считать скворечники не по количеству труда, затраченного на их изготовление, а по пригодности их для заселения птицами, т. е. оценку следует производить «с точки зрения птиц», для которых скворечники и предназначены.

Поделка скворечников в школе

Дуплистые поленья для дуплянок или кругляки из дров и доски лучше запасать заранее, отбирая и откладывая их для просушки. Сушку проводить не на солнце, а в тени — медленно; тогда кругляки не будут давать трещин, а доски не будут коробиться. Для досчатых скворечников и синичников целесообразнее и дешевле использовать обрезки тёса, остающиеся на стройке. Правда, сколачивать скворечники из обрезков разной длины, а главное — ширины, несколько сложнее.

Поделка скворечников и дуплянок ко «Дню птиц» производится учащимися дома или в школе.

Нередко руководит работой детей столяр или плотник. За этой работой нужно постоянно наблюдать, так как иначе, как показывает опыт, скворечники вдруг начинают строить в виде домиков с резными крылечками и совершенно неподходящих размеров, припускают диаметр летка синичника на 1—2 см, гладко выстругивают скворечники изнутри и т.д. Если скворечники изготовляются не детьми, а мастером, это вовсе ещё не значит, что они будут лучше качеством.

Ошибки, которые бывали при изготовлении скворечников детьми, обычно одни и те же. Чтобы предостеречь от них, мы перечисляем основные из этих недостатков в порядке их значения.

Скворечники сделаны из фанеры; они не годятся.

Главное внимание уделено внешней отделке, украшениям, но сбит скворечник неплотно, есть щели.

Дно прибито снизу, а не вставлено внутрь.

Размеры летка не соблюдены точно.

Леток расположен в середине передней стенки, а не в верхней ее части.

Доски выструганы внутри.

Задняя планка прибита не изнутри, а снаружи, она узка; скворечник качается на месте.

Скворечник покрашен в яркие цвета.

Под летком сделаны присадные полочки, ветки, палочки.

Приводим перечень оборудования такой мастерской на 10 рабочих мест.

1. Верстаки (или столы) — 5—10;

2) пилы поперечные, одноручные — 2—5;

3) молотки—5;

4) угольники—2—3;

5) метры складные 2—3;

6) клещи — 1—2;

7) топоры— 1—2;

8) шерхебели — 2—3;

9) рубанки —2—4;

10) фуганок—1;

11) рашпиль по дереву круглый или полукруглый— 1;

12) ресмус—1;

13) коловорот — 1;

14) свёрла к нему: 3—5 мм—2—3;47— 50мм—2—3; 32—35 мм —2—3;

15) стамеска прямая широкая—1;

16) стамеска полукруглая, 20—25 мм— 1—8;

17) деревянные колотушки для стамесок — 1—8;

18) кисть круглая 20—30 мм—1—2;

19) кисть плоская № 8 (для номеров) — 1—2;

20) вёдра или банки для краски— 2;

Можно обойтись только без инструментов, обозначенных номерами 8—15, коловорот для просверливания летков заменяется в этом случае полукруглой стамеской. Полукруглые стамески в большом количестве нужны только при изготовлении долблёных дуплянок.

Организация развески гнездовий

Если близ школы есть хотя бы несколько деревьев, этого достаточно, чтобы провести в небольших масштабах работу по привлечению птиц. Правда, в этом случае нельзя ждать большого разнообразия видов птиц, которые поселятся в гнездовьях. Если же при школе нет никакого подходящего участка, например, парка, или количество изготовленных скворечников и синичников слишком велико для него — развеска проводится соседнем лесу.

Перед развеской, если она проводится школьниками организованным порядком, руководитель должен вместе со своими помощниками обойти весь район развески и наметить, где, какие и сколько гнездовий нужно развесить. В нашей практике обычно предварительно мелом отмечались деревья, удобные для развески, причём с той стороны, где должно висеть гнездовье. Совершенно недопустимо выбирать места для них в момент самой развески. Неминуемо гнездовья будут развешаны, где придётся, особенно при большом числе участников.

Весь район развески надо распределить между старшими участниками, выделяемыми в качестве руководителей. Предварительно их нужно хорошо проинструктировать. Тогда работа пойдёт без задержек и суеты.

На каждых двух-трёх развешивающих школьников требуется: одна лёгкая лестница, тонкая бечёвка для подъёма скворечников на дерево (длиной около 10 м), крепкая верёвка для привязывания себя к дереву на время работы (около 2 м длиной), молоток, клещи, гвозди 8—10 см (или проволока), кусачки и чурбачки- прокладки (при развеске с помощью проволоки).

Если место развески находится далеко, то нужна ещё подвода для подвозки лестниц. Скворечники обычно дети несут в руках, так как участников карнавала (младших школьников) бывает всегда больше, чем участников развески.

Работа двух-трёх пар, составляющих одну группу, должна вестись невдалеке друг от друга, чтобы руководитель группы мог проверить правильность прикрепления каждого скворечника. Каждая пара может развесить по 3—10 скворечников.

Развеска без лестницы, когда на дерево влезают по сучкам, недопустима. Повешенный таким образом скворечник легко достать, а в городских условиях всегда найдутся любители подобного развлечения.

Особенное внимание в целях безопасности нужно обратить на подбор детей, которым поручается самая развеска гнездовий.

Далеко не каждый городской школьник хорошо лазает по деревьям, а здесь нужны именно такие. Развеска гнездовий с земли, с помощью шеста значительно упрощает и ускоряет развеску.

Выставка ко «Дню птиц»

Выставка организуется в начале марта, с таким расчётом, чтобы она могла служить пособием при изготовлении гнездовий и в подготовке ко «Дню птиц».

Обычные разделы выставки таковы:

Работа учащихся по охране птиц. Подведение итогов за прошлое (фотографии, рисунки, конспекты проведённых тем, диаграммы наблюдений и т. д.).

Полезные птицы. Если есть возможность — чучела полезных птиц или же их рисунки. Здесь же, около каждой птицы, яркая и краткая характеристика её пользы. Например, «Скворец. Каждый день семья скворцов съедает 304 полевых слизней–вредителей полей». Рядом можно дать монтаж с полевым слизнем, повреждениями, наносимыми им и т.д. Выгоднее сгруппировать птиц по «специальностям»: стриж ловит насекомых в воздухе, дятел — на стволе дерева, скворец — на земле и т.д., или по хозяйственным угодьям: в лесу, саду, в поле, огороде.

Иллюстрация пользы птиц. Можно представить примеры из первой главы этой книги в виде диаграмм и рисунков.

Образцы гнездовий для птиц. На них нужно надписать краской все размеры или дать табличку размеров отдельно. Очень наглядно будет, если смонтировать 1—2 гнездовья на обрубке дерева (круглом полене), чтобы показать способы крепления к дереву. На выставке так же надо показать правила развески.

Зимняя подкормка птиц. Образцы кормушек. Эффектен макет кормушки с чучелами зимних птиц на ней. Образцы кормов (естественных, собранных юннатами и покупных) для птиц в пробирках.

Художественная часть

Строить программу праздника нужно, конечно, целиком па материале о птицах. Подбор этого материала вызывал нередко у учителей серьёзные затруднения.

Чтобы облегчить учителю задачу подбора материала, в конце книги приводятся список стихотворений, песен, образцы викторины и т. д.

Эти выступления можно сделать в виде загадок, чтобы дети сами угадывали названия птицы по маске и характеристике, подобной приведённым выше.

Ещё лучше, если загадки будут в стихах, сочинённых детьми, вроде:

Эту птицу всякий знает: На шесте её дворец. Червяков птенцам таскает да трещит весь день...

«Скворец!» — продолжают хором присутствующие юные слушатели.

В лицах же можно представить шарады (и — волга, вор-он-а, сорок-а, с-три-ж, и т. д.).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ «ДЕНЬ ВСТРЕЧИ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ» В ШКОЛЕ

Стихи и проза о птицах

1. Александрова 3., Птичьи песенки, Журавли.

2. Барто А., Скворцы прилетели, Птенцы, О чём пели птицы.

3. Барыкова А., Перелётные птицы.

4. Демьян Бедный, Пахарь и грач (басня).

5. Бекетова Е., В отлёт.

6. Белкин Ф., Скворец.

7. Беляевская О., Весенние вести (хоровая декламация).

8. БианкиВ., О, Аулей, Аулей, Аулей, Розовое и оливковое.

9. Благинина Е., Улетают — улетели.

10. Богданов М. Н., О чём горевали птички (отрывки).

11. Выставкин Е., Жаворонок.

12. Гарнакеръян А., Скворечник.

13. Горький М., Воробьишко.

14. Дельвиг, Русская песня.

15. Дрожжин С., Синичка.

16. Дубянская Н., День встречи перелетных птиц.

17. Жемчужников А., Осенние журавли.

18. Жуковский В., Жаворонок, Птичка.

19. Журавлинский А., Весной.

20. Квитко Л., Первый певец, Говорят... (перевод Ильиной), Теплынь (перевод Дынниковой), Смелые воробьи (перевод Благининой).

21. Кириллов В., В морозы.

22. Конопницкая М., Ой, синичка, ты, синичка, Последнее прости полям.

23. Коринфский, На отлёте.

24. Крылов И., Чиж и голубь.

25. Кузъмичёв, Хорошо снегирю на свободе летать.

26. Левашов Н., Пернатые друзья.

27. Лившиц В. Володя Ульянов.

28. Майков А., Мне грустно, Ласточка примчалась.

29. Маяковский В., Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится.

30. Мироносицкий П., Ласточка прилетела.

31. Михалков С., Птичье радио.

32. Науменко И., Скворец.

33. Некрасов Н., Соловьи, «Зажгло грозою дерево», (Кому на Руси жить хорошо ч. 2).

34. Некрасов Л., Кукушка.

35. Никитин И., Зимою.

36. Орешин Я., Первые весенние дни (хоровая декламация).

37. Плещеев А., Дети и птичка, Мальчик и птичка.

38.Пожарова М., Славный обычай.

39. Поздняков Н., Врач (басня).

40.Познанская М., Журавли.

41. Пришвин М., Гаички, Старый скворец.

42. Пушкин А., В чужбине свято наблюдаю.

43. Радимов П., Весна (отрывок).

44. Рубин Н., Скворцы прилетели.

45. Рукавишиков И., Вечером.

46. Синички-сестрички (весенняя народная песенка).

47. Слюзов А., Отлетела пташечка в тёплые края.

48. Стюарт Е., МЫ на даче с детским садом.

49. Суриков И., Весной всего милей мне жаворонок звонкий.

50. Сурков А., Скворцы прилетели.

51. Трутнева Е. Ласточки, Птицы.

52. Туманский В., Вчера я растворил темницу.

53. Тургенев И., Синица, Воробей, Перелёт журавлей.

54. Федоров А., Журавли прилетели.

55. Фет А., Ласточки, Осень.

56. Фомичев С., Разорённое гнёздышко.

57. Фруг С., Весенний хор птиц, Вестники весны (хоровая декламация).

58. Щекин В., Песня птички.

Музыка и пение

1. Алябьев, Соловей.

2. Аренский, Там вдали за рекой (слова Плещеева), Кукушка (для фортепиано в 4 руки); Журавель (для фортепиано в 4 руки).

3. Армянская народная песня в обраб. Далуханяна «Ласточка».

4. Бетховен, Сцены у ручья (из пасторальной симфонии).

5. Варламов, Вьётся ласточка сизокрылая.

6. Гедике, Кукушка и перепел (для фортепиано).

7. Глинка- Балакирев, Жаворонок.

8. Дакен, Кукушка (для фортепиано).

9. Дандрье, Кукушка (для фортепиано).

10. Иорданский, Песенка про чибиса (слова Пришельца), В небе жаворонка трель (слова Михалкова), Пение птиц (слова Глазковой).

11. Калинников, Жаворонок (для хора, слова Высоцкого).

12. Куллак, Смерть птички.

13.Милютин, Скворцы (слова Винникова).

14. Народные песни—Соловей, Кукушка и др.

15. Оппель, Летняя ночь в Берёзовке (для фортепиано).

16. Римский-Корсаков, Колыбельная из «Псковитянки».

17. Чайковский, Жаворонок, Соловей, Кукушка, Ласточка (из детских песен).

18. Шатте, Кукушка.

20. Шуман, Сцены в лесу.

Викторины

Лёгкие вопросы

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?

2. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников?

3. Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц?

4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

5. Из чего делают гнезда наши ласточки?

6. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов?

7. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?

8. Назовите 10 видов птиц, зимующих в нашей местности?

9. Какие врановые птицы живут в нашей местности?

10. Какие виды ласточек живут у нас?

11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?

12. Назовите самых маленьких в мире птичек?

13. Какая самая большая птица в мире?

14. Какие воробьи встречаются у нас?

15. Какая птица барабанит?

16. Какие птицы живут у нас только зимой?

17. Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда?

18. Какого цвета самый большой из наших дятлов?

19. Что такое «кузница» дятла?

20. Какого цвета ворон и ворона?

21. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?

22. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге?

23. Где водятся пингвины?

24. Кто прилетает раньше весной: ласточки или стрижи?

Вопросы средней трудности

1. Какая птичка самая маленькая в нашей стране?

2. Какие дрозды водятся в наших местах?

3. Сколько разных видов синиц живёт в наших местах?

4. У какой птицы наших мест птенцы шипят, как змеи?

5. Какая птица наших мест выкармливает птенцов зимой?

6. Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников?

7. Какая птица поёт хвостом?

8. Как издали отличить нырка от настоящей утки?

9. Какая певчая птица достаёт себе пищу, ныряя под лёд и бегая под водой?

10. С каким животным связано распространение воробья?

11. Дышит ли цыплёнок в яйце?

12. Кто такой перевозчик?

13. Перелётная ли птица ворона?

14. Каких дятлов можно встретить в наших местах?

15. Чем отличается гнездо сороки от гнезда вороны?

16. У какой птицы всего по два пальца на ногах?

17. Какие певчие птицы — хищники?

18. Какого роста коростель (дергач): с воробья, скворца, с галку, ворону, курицу или гуся?

19. Какая разница между вяхирем и витютнем?

20. Какая птица на зиму белеет?

21. Какие птицы как бы летают под водой?

22. Какие птицы роют норы для гнезда?

23. Каких птиц приручают для ловли рыбы?

24. У каких птиц поют самцы и самки?

25. Какая из наших птиц быстрее всех летает?

Трудные вопросы

1. Какие птицы прилетают к нам весной из Сибири?

2. Какая птица штукатурит своё гнездо гнилушками?

3. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей?

4. Какая птица лепит своё гнездо из слюны?

5. У каких птиц гнёзда съедобны?

6. Для каких уток на севере ставят скворечники?

7. Какие утки гнездятся в норах?

8. Какие птицы не высиживают птенцов, а пользуются для этого теплом гниющих листьев?

9. У каких птиц самка больше и сильнее самца?

10. Какая водяная птица не может взлететь с воды?

11. Какие птицы имеют в течение года три разных окраски?

12. У какой птицы самки ярче окрашены, чем самцы, и почему?

13. Какие птицы не имеют голоса?

14. У какой птицы весной появляется пышный воротничок из перьев?

15. У каких птиц все четыре пальца соединены между собой перепонкой?

16. Какая птица считалась священной в древнем Египте?

17. Какие наши птицы носят название зверьков-грызунов?

18. Какие птицы носят название насекомых?

19. Какая маленькая птичка своих птенцов выкармливает рыбой?

20. Что за птица «межняк»?

21. У каких птиц гнездо плавает?

22. Какие тропические птицы замуровывают своих самок глиной в дупле дерева?

Народные загадки про птиц

1. Кто два раза родится?

2. Из живого— мёртвое, из мёртвого—живое.

3. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

4. По лесу летало, в воду упало— не булькнулось.

5. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя.

6. Стоит дом на палке, а хозяин на крылечке сидит.

7. Ни дровосек, ни плотник, а первый в лесу охотник.

8.На болоте плачет, а из болота не идёт.

9. Спереди шильце, сзади вильце, на груди— белое полотенце.

10. Желанный гость с дальнего края под окном живет.

11. Мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует.

12. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

13. Черна, как жук, зелена, как лун, вертится, как бес, повертка в лес.

14. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.

15. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.

16. Живёт в лесу, ухает, как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится.

17. В воде купался, а сух остался.

18. Белые хоромы, красные подпоры.

19. Белый как снег, надутый, как мех, лопатами ходит, а рогом ест.

20. Шпоры носит, а верхом не ездит.

21. Кто имеет гребень, но им не чешется?

22. В пёстром наряде, ходит как на параде, часов не имеет, а время разумеет.

23. В деревне есть чаем такие: не мёртвые, а живые, ходят без завода, они — птичьего рода.

Ответы

Лёгкие вопросы: 1) Грачи. 2) В дуплах. 3) Птицы выносят их в клюве. 4) Тетерева, рябчики. 5) Из грязи и слюны. 6) Кукушка. 7) Стрижи. 8) Ответ в зависимости от местных условий. 9) Ворон, ворона, грач, сорока, галка, сойка. 10) Три: касатка, городская п береговая. 11) У пингвинов. 12) Колибри. 13) Африканский страус. 14) Полевой и домашний. 15) Дятел. 16) Чечётка, свиристель. 17) Дятел. 18) Чёрный. 19) Место, где он долбит шишку ели или сосны. 20) Ворон чёрный, вороны серые с чёрным или чёрные. 21) Пользу, синицы отыскивают зимующих насекомых. 22) Нет. 23) В Антарктике. 24) Ласточки.

Вопросы средней трудности: 1) Королёк. 2) Рябинник, деряба, певчий, белобровик и чёрный (пять). 3) Шесть: большая, гаичка, хохлатая, лазоревка, московка п длиннохвостая. 4) У вертишейки. 5) Клёст. 6) Сорокопуты. 7) Бекас. 8) Нырок, плавая, хвост держит в воде, а утка приподнятым. 9) Оляпка. 10) С лошадью. И) Да, сквозь поры скорлупы. 12) Самый обычный наш куличок. 13) Да, у нас зимуют вороны с далёкого севера. 14) Семь: чёрный, большой, средний и малый пёстрые, седой, зелёный и трёхпалый. 15) Гнездо сорока с крышей. 16) У африканского страуса. 17) Сорокопуты. 18) Немногим больше скворца. 19) Это одна и та же птица. 20) Белая куропатка. 21) Пингвины. 22) Береговая ласточка, щурка, зимородок, тупик, и др. 23) Бакланов в Китае. 24) У снегирей. 25) Стриж.

Трудные вопросы 1) Овсянка-дубровник. 2) Певчий дрозд. 3) Зимородок. 4) Стриж-салангана. 5) У него же. 6) Для гоголя. 7) Пеганка, К) Сорные куры. 9) У хищных. 10) Фламинго. И) Белая куропатка. 12) У кулика- плавунчика. Строит гнездо и заботится о потомстве только самец. 13) Аисты, американские грифы. 14) У турухтана. 15) У бакланов и пеликанов, у уток и чаек — только три пальца из четырёх. 16) Ибис. 17) Пеструшка и пищуха. 18) Кузнечик-синица, кузнечик-пеночка, сверчок-камышовка. 19) Зимородок. 20) Помесь тетерева и глухаря. 21) У пеганок. 22) Носорог.

Загадки. 1) Птица. 2) Яйцо из курицы, цыплёнок из яйца. 3) Гнездо птицы. 4) Перо. 5) Пух, перо. 6) Скворец и скворечник. 7) Дятел. 8) Кулик- чибис, пиголица. 9, 10) Ласточка. И) Воробей. 12) Грач. 13, 14) Сорока.

16) Филин. 17—19) Гусь. 20—23) Петух.

Лозунги ко «Дню птиц»

1. Птицы—наши друзья.

2. Птицы—лучшие помощники в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства.

3. Больше птиц — меньше вредителей — выше урожай.

4. Птицы предупреждают массовое размножение вредителей.

5. Птицы истребляют мух и комаров, разносящих заразные болезни.

6. Больше птиц—меньше заразных болезной в городах.

7. Береги птиц — они наши помощники в борьбе за урожай.

8. Больше синиц в садах— меньше червивых яблок.

9. Подкорми синиц зимой, они отплатят тебе летом.

10. Хищные птицы истребляют грызунов.

11. Не разоряйте птичьих гнёзд: птицы—наши лучшие друзья.

12. Ни одного гнезда, ни одной полезной птицы, погибших от руки человека!

13. Разоритель гнёзд полезных птиц снижает наши урожаи.

14. Долой рогатку!

15. Охраняйте птиц от кошек!

Пора встать на защиту птиц.

Поможем полезным птицам заселить полезащитные лесные полосы.

Мы, птицы, помогаем вам бороться с вредителями, а чем вы, люди, нам помогли?