Специализированные лесопожарные автомобили появляются в лесном хозяйстве нашей страны после Великой Отечественной войны. Если в довоенный период речь шла только об использовании гужевого транспорта и тракторов, то уже в начале 50-х годов речь идет о специализированных пожарных автомобилях и тракторах.

В книге П.П. Серебренникова и В.В. Матренинского «Охрана лесов от пожаров», изданной в 1940 году, описаны специализированные трактора и автомобили, на которые устанавливается пожарный насос, а в некоторых случаях – и небольшая емкость для воды. Однако, как говорится в тексте, автомобили в лесу имеют недостаточную проходимость и маневренность, а постоянное размещение на них пожарного оборудования исключает возможность их использования в народном хозяйстве. Поэтому в качестве основного средства доставки пожарных расчетов предлагается использовать гужевой транспорт. «…Для перевозки людей и пожарных грузов употребляют лошадей в упряжке, заседланных и с вьючными приспособлениями. В конном пожарном обозе допускается применять телеги, повозки и прочее...»

В книге отмечается существование автомобилей с установленными на них пожарными насосами, указывается на привлечение для тушения пожаров обычных грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны из близлежащих колхозов и населенных пунктов. Говорится в книге и о том, что «…целесообразно применять трехосные автомашины, отличающиеся повышенной проходимостью, или автогрузовики с гусеничным ходом…». Также рекомендуется применение и легковых автомобилей, и «… в автомобильных парках леспромхозов или лесхозов хорошо также иметь специальный пожарный мотоцикл, снабженный мотопомпой…». Говорится и о предпочтительности использования в лесу гусеничного трактора, как транспортного средства высокой проходимости. То есть, в принципе, все основные моменты лесопожарного транспорта уже отражены, однако о появлении специализированных лесопожарных автомобилей и автоцистерн пока речь не идет.

В книге «Охрана лесов от пожаров» С.П. Анцышкина, изданной через 12 лет, в 1952 году, мы видим все те же лесохозяйственные орудия – конные и тракторные плуги, кусторез. А вот в том, что касается лесопожарных автомобилей - мы видим значительные перемены. В первую очередь, в книге говорится о лесопожарном гусеничном тракторе – приведен рисунок трактора ХТЗ-НАТИ с установленным на нем пожарным насосом конструкции инженера Жигалова. Насос обеспечивает подачу воды через рукав длиной до 300 метров с расходом воды 130 литров в минуту. Отмечается, что емкость с водой и прочее пожарное оборудование может быть размещено на прицепе, однако это снизит проходимость трактора. Несмотря на отсутствие емкости для воды и пожарного оборудования, можно сказать, что этот лесопожарный трактор является предшественником современных лесопожарных машин на гусеничном шасси – таких, как ЛТ-4ЛП, лесопожарного трактора на шасси «Онежец-310», ЛХТ-100А и других.

Уже в методических пособиях 1952 года говорится о наличии двух типов специализированных пожарных автомобилей – автонасосов и автоцистерн. Про автонасосы – предшественники современных передвижных насосных станций – говорится, что они характеризуются высокой производительностью, порядка 900 – 1400 литров в минуту. Отмечается их низкая проходимость и маневренность в лесных условиях, обусловленная характеристиками шасси – в качестве таковых использовались обычные грузовые автомобили. Наилучшие результаты показывали автонасосы на трехосном шасси ГАЗ-ААА, как по проходимости, так и по эксплуатационным характеристикам. Эта машина комплектовалась насосом производительностью 1200 литров в минуту, ящиками для размещения пожарного снаряжения и оборудования и небольшим баком для воды, именуемым «бак первой помощи». Однако для эффективного применения этих автомобилей требовалось наличие достаточно большого водоема вблизи очага пожара. Впрочем, С.П. Анцышкин указывает, что автонасосы редко входят в оснащение лесхозов и леспромхозов, и обычно привлекаются на тушение лесных пожаров из ближайших городских пожарных частей.

В том, что касается автоцистерн, как наиболее подходящих средств тушения лесных пожаров, особенно на ранних стадиях, в 50-е годы двадцатого века уже все обстоит не так плохо. Уже в этот период выпускаются специализированные пожарные автоцистерны емкостью 2, 3 и 4,5 тонны воды. Автоцистерны строились на базе серийных грузовых автомобилей, но имели стационарные, несъемные емкости для воды, центробежные насосы и ящики для пожарного снаряжения. Установка несъемного оборудования делала эти автомобили непригодными для других лесохозяйственных работ, что для того периода являлось существенным недостатком. Поэтому широко применялась практика установки в кузов грузового автомобиля небольшой съемной емкости для воды объемом 1800 литров и обыкновенной мотопомпы – в пожароопасный сезон такой автомобиль выполнял лесопожарные функции, а в остальное время превращался в обычный грузовик. И все же эти автоцистерны и грузовые автомобили строились на шасси грузовиков, предназначавшихся для движения по обустроенным дорогам, а потому в условиях леса обладали недостаточной проходимостью и маневренностью, и были эффективны только при наличии дорожной сети и пожарных водоемов. В связи с этим, автоцистерны, в основном, были приписаны не к лесному хозяйству, а к пожарным частям населенных пунктов, и привлекались к тушению лесных пожаров по мере необходимости – в стране все еще наблюдался дефицит автомобильного транспорта.

К 70-м годам ХХ века ситуация в народном хозяйстве СССР нормализовалась, в стране выпускался значительный объем различной специализированной техники, в том числе лесопожарной. Второе издание сборника официальных материалов и рекомендаций «Противопожарная техника и безопасность в народном хозяйстве», датированное 1973 годом, включает в себя описание девяти пожарных автоцистерн различного назначения, построенных на шасси различных грузовых автомобилей, в том числе четыре модели – на шасси таких грузовых автомобилей повышенной проходимости, как ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157. Эти пожарные автоцистерны изначально предназначены для работы в условиях неразвитой дорожной сети, при отсутствии дорог или низком их качестве, в том числе при тушении лесных пожаров. С точки зрения комплектации пожарным оборудованием и снаряжением эти пожарные автомобили уже соответствуют современным – в их оснащение входят не только емкость для воды и насос для ее подачи, но и пенообразователь, насос для забора воды из водоема, системы световой и звуковой сигнализации, фара-прожектор. Все пожарные автоцистерны на шасси повышенной проходимости, кроме АЦ-20 (66) на шасси автомобиля ГАЗ-66, оснащены кроме кабины водителя дополнительной кабиной боевого расчета вместимостью три человека. Таким образом, эти лесопожарные автомобили уже во всем соответствуют тому, что мы видим сейчас - они также могут как выполнять тушение пожара собственными силами, так и обеспечивать подвоз воды, осуществлять подачу воды «в перекачку», доставлять к месту тушения людей и оборудование. Компоновка кузова этих пожарных автоцистерн также полностью соответствует современным – вокруг емкости ля воды смонтированы отсеки для пожарного снаряжения и инвентаря, в задней или средней части автомобиля установлен центробежный насос, в верхней части кузова предусмотрено крепление для заборных рукавов, часть автоцистерн оснащена лафетным пожарным стволом. Фактически, с этого момента в сегменте лесопожарных автоцистерн ничего принципиально нового уже не появляется – меняются шасси, меняются модификации оборудования и снаряжения, но принципиальная компоновка и методика применения уже окончательно сформировались.

На сегодняшний день мы видим большое количество модификаций лесопожарных автомобилей отечественного производства: каждый производитель пожарного оборудования строит на шасси отечественных автомобилей повышенной проходимости собственные модификации лесопожарных автоцистерн с использование оборудования и оснащения собственного производства. Охвачены все размерные сегменты: от самых малых лесопожарных автоцистерн АЦ-0,8 на шасси автомобиля УАЗ 39094 «Фермер» до самых больших – АЦ 10,0 на шасси УРАЛ 4320. Предпочтение отдается шасси трех основных отечественных производителей грузовых автомобилей повышенной проходимости – КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ. Компоновка кузова и кабины у разных производителей пожарного оборудования отличается незначительно, набор оборудования и его технические характеристики – сходные. Это является результатом унификации производства пожарного оборудования в советский период. Для лесного хозяйства наиболее востребованными являются двухосные автоцистерны с запасом воды 1,5 – 3,0 тонны и короткой колесной базой, такие как АЦ 3,0-40 на шасси УРАЛ-43206, АЦ 2,3-40 на шасси ГАЗ-33086, АЦ 3,0-40 на шасси КАМАЗ-43253. Также широко применяются в лесном хозяйстве малые лесопатрульные комплексы на базе автомобиля УАЗ 39094 «Фермер» - оснащенные емкостью на 800 литров воды и мотопомпой, эти небольшие грузовые автомобили являются наследниками тех грузовых автомобилей со съемной цистерной для воды, которые применялись в середине ХХ века.