alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
26 мая
2014
10:25
160

После тяжелого лета 2010 года в Московской области началось восстановление лесопожарной службы. Для выполнения лесопожарных функций было создано подконтрольное Комитету лесного хозяйства Московской области государственное автономное учреждение «Центрлесхоз», начались закупки необходимой техники и формирование структуры. На сегодняшний день «Центрлесхоз» это 181 единица лесопожарной техники и более 500 сотрудников.
 
321177.jpg

Схема тушения лесного пожара в Московской области построена следующим образом: После получения сообщения о возгорании на разведку пожара прибывает лесничий на малом лесопатрульном комплексе, либо на автомобиле. Произведя первичную разведку и оценку пожара, лесничий докладывает дежурному диспетчеру, который и направляет на тушение необходимые силы. Как правило, в первую очередь на место пожара направляется пожарный автомобиль (АЦ) ГАЗ АЦ 1,6-40 и при необходимости – лесохозяйственный трактор для создания минерализованной полосы. В случае, если этих сил недостаточно, на тушение направляются более тяжелые АЦ на шасси КАМАЗ и УРАЛ, бульдозер на низкопрофильном полуприцепе, насосные и рукавные автомобили.

Для первичной разведки пожара лесной охраной применяется малый лесопатрульный комплекс на базе автомобиля УАЗ 3909. В салоне автомобиля размещается пластиковый танк для воды емкостью до 1,0 м3 и лесопожарный инвентарь – ранцевые огнетушители РЛО, пилы, шанцевый инструмент.

В наибольшем количестве на вооружении ГАУ МО «Центрлесхоз» имеется лесопожарный автомобиль ГАЗ АЦ 1,6-40. 53 таких машины несут постоянное дежурство на 27 пожарно-химических станциях по всей территории Московской области.

Автоцистерны пожарные лесопатрульные ГАЗ АЦ 1,6-40 (на шасси ГАЗ 33081) относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, которые предназначены для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожара и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников. Пожарные автомобили АЦ 1,6-40 (33081) на шасси ГАЗ имеют небольшие габариты и колесную формулу 4х4, используются в лесных массивах и труднодоступных местах, обладая хорошей маневренностью и повышенной проходимостью. Небольшой вес машины позволяет ей работ на участках с влажным и не слишком плотным грунтом – эта машина способна пройти там, где более тяжелые автомобили уже «садятся». Кабина пожарного автомобиля двухрядная, выполненная в едином пространстве с кабиной водителя, четырехдверная, пятиместная (2+3), цельнометаллическая, либо однорядная, двухместная. Отсеки кузовной надстройки позволяют рационально расположить пожарно-техническое вооружение (ПТВ). «Центрлесхозом» используется вариант машины с надстройкой, не имеющей внутренних отсеков – пожарные рукава размещаются в наружных креплениях. Машина комплектуется емкостью для воды объемом 1,6 м3, насосом производительностью не менее 40 л/с, и баком для пенообразователя. Фактически, именно эти машины выполняют функции основного средства пожаротушения, именно они первыми прибывают к месту возгорания. Однако при тушении больших пожаров небольшого запаса воды этой автоцистерны оказывается недостаточно, и тогда приходится либо пополнять ее запас из пожарного водоема, либо из цистерны другого автомобиля – например, автоцистерны Урал АЦ 10.
 
321178.jpg

Автоцистерна УРАЛ АЦ-10 на шасси УРАЛ-4320 предназначена для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах различных категорий с кратковременным выездом на местность. Большой запас воды – 10 м3, шасси повышенной проходимости, собственный насос для забора воды из пожарного водоема делают эту машину важным элементом второго эшелона. Она снабжает водой пожарные автомобили прямо на месте тушения, и способна выполнить забор воды из пожарного водоема и ее доставку к месту тушения. Важными преимуществами автоцистерны являются проходимость и способность перемещаться по дорогам с глубокими колеями и ямами. Однако эта машина не способна самостоятельно выполнять тушение пожаров, так как не оснащена соответствующим оборудованием. На вооружении ГАУ МО «Центрлесхоз» таких машин имеется 12 единиц, они дислоцированы в лесничествах, характеризующихся наибольшей горимостью.

Другой пожарный автомобиль, представленный в автопарке лесного хозяйства Подмосковья в большом количестве – Урал АЦ 3,0-40. Это более тяжелая машина – полная масса этого лесопожарного автомобиля 12,3 тонн, почти в два раза больше полной массы ГАЗ АЦ1,6-40, составляющей 6,6 тонн. Автоцистерна пожарная АЦ 3,0 – 40 (43206) на шасси УРАЛ также имеет колесную формулу 4х4, что обеспечивает передвижение по дорогам всех типов, а также по лесным просекам пожарного назначения. Пожарный автомобиль Урал АЦ 3,0-40 предназначен для доставки к месту возгорания достаточного объема огнетушащих веществ – емкость цистерны для воды варьируется в зависимости от модификации, но составляет не менее 3 м3, также может варьироваться и емкость бака для пенообразователя. Грузоподъемность шасси составляет 8,5 тонны. Кабина пожарного автомобиля цельнометаллическая, двухрядная, выполнена в едином пространстве с кабиной водителя, четырехдверная, семиместная. Внутренняя обшивка кабины выполнена из шумопоглощающего материала.

Увеличенные отсеки кузовной надстройки позволяют рационально расположить пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Двери отсеков для размещения ПТВ "панельного" типа на пневмопружинах, что обеспечивает удобный доступ к любой точке отсека. Крепление кронштейнов в отсеках для размещения ПТВ исполнено с применением резьбовых соединений. На лесопожарный автомобиль Урал АЦ 3,0-40 устанавливается пожарный одноступенчатый насос нормального давления ПН-40УВ.01 с встроенным вакуум-аппаратом или НЦПН-40/100 с электрическим вакуум-аппаратом. Управление работой насосной установки осуществляется из заднего (насосного) отсека. Таких пожарных автомобилей в автопарке «Центрлесхоза» насчитывается 35 единиц, ими укомплектовываются большие пожарно-химические станции второго и третьего типов, в дополнение к лесопожарным автомобилям ГАЗ АЦ 1,6-40.

Кроме того, на вооружении «Центрлесхоза» имеются пожарные лесопатрульные автомобили Камаз АЦ 3,0 – 40 (4326) и АЦ 3,0 – 40 (43501), относящиеся к основным пожарным автомобилям общего применения. Они также предназначены для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников. Пожарные лесопатрульные автомобили АЦ 3,0 – 40 (43501) / АЦ 3,0 – 40 (4326) на шасси КАМАЗ имеют колесную формулу 4х4, используются в лесных массивах и труднодоступных местах, обладая хорошей маневренностью и повышенной проходимостью. Они по своим качествам находятся примерно по середине между ГАЗ АЦ 1,6-40 и Урал АЦ 3,0-40, обладая большей проходимостью, чем Урал, и в этом аспекте находясь ближе к автомобилям ГАЗ, и при этом имеют полезную нагрузку и емкость цистерны, сравнимые с Урал АЦ 3,0-40. Однако пока в автопарке лесного хозяйства Московской области в наличии только два таких пожарных автомобиля. Кабина Камаз Ац 3,0-40 цельнометаллическая, двухдверная, трехместная, откидываюшаяся вперед с дополнительной кабиной боевого расчета. Отсеки кузовной надстройки позволяют рационально расположить пожарно-техническое вооружение (ПТВ). Двери отсеков для размещения ПТВ также, как и у других лесопожарных автомобилей, "панельного" типа на пневмопружинах, что обеспечивает удобный доступ к перевозимому оборудованию.

Отличительными особенностями автоцистерны пожарной АЦ 3,0-40 (43501)ВЛ являются базовое шасси КАМАЗ-43501 разработанное для войск ВДВ для замены снятого с производства ГАЗ-66, уменьшенный размер колесной базы; доработанный укороченный задний свес; наличие поперечных стабилизаторов устойчивости улучшают проходимость автоцистерны; топливные баки подняты, на них установлена защита; установлена защита поддона двигателя, переднего бампера, задних фонарей. установлен шумоизоляционный экран, АЦ на шасси КАМАЗ-43501 имеет меньшую по сравнению с аналогичными автоцистернами высоту и габаритные характеристики (полная масса меньше на 1,2-1,5 тонны; габаритные размеры, сопоставимые с размерами автоцистерны на шасси ГАЗ, радиус поворота 9,3 м и угол съезда 38о), его оснащение позволяет буксировать прицеп: имеются электро- и пневмовыводы, розетка для АБС прицепа, ТСУ. На шасси машины установлена коробка перемены передач типа ZF (Германия), имеющая более высокие передаточные отношения (по сравнению с аналогами КПП российского производства), что позволяет двигаться с меньшей скоростью и большим крутящим моментом (так называемая «ползучая передача»»), на крыше АЦ установлен специальный лафетный ствол, позволяющий тушить очаги возгорания большими потоками с дальнего расстояния, в том числе с использованием водяной завесы.

Также на вооружении ГАУ МО «Центрлесхоз» имеется лесопатрульный комплекс SILANT – продукция ООО «Автоспецоборудование» (г. Великий Новгород). SILANT расшифровывается как «Сила новгородских технологий».

Назначение этой машины – выполнение наземного патрулирования по дорогам общего пользования и лесным дорогам, а также просекам лесопожарного назначения. За счет короткой базы и высокой посадки лесопатрульный комплекс способен при обнаружении возгорания приблизиться к нему, маневрируя между деревьями и начать первичные действия по локализации возгорания.

Лесопатрульный комплекс SILANT создан на базе автомобиля повышенной проходимости, позиционирующегося производителем как дальнейшее развитие концепции ГАЗ-66 и имеющего полный привод, каркасно-панельную кабину с кондиционером, трёхцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом Perkins 1103С-33Т (Великобритания) мощностью 76 л.с., 5-ти ступенчатую механическую коробку передач, коробку отбора мощности, мосты от ГАЗ-3308 с механизмами самоблокировки межколесных дифференциалов. Использование в конструкции элементов автомобиля ГАЗ-3308 упрощает обеспечение лесопатрульного комплекса запасными частями в процессе эксплуатации.

Преимуществами лесопатрульного комплекса SILANT являются: высочайшая маневренность и проходимость в условиях леса, место для экипажа на 7 человек, обширный набор пожарно-технического вооружения - пожарная установка высокого давления «Ермак», автономная мотопомпа, емкость для воды на 1,1 м3, набор рукавов и стволов для тушения лесных пожаров, 6 ранцевых лесных огнетушителей, бензопила и шанцевый инструмент.

На сегодняшний день в распоряжении лесопожарной службы Московской области имеется четыре лесопатрульных комплекса SILANT.

Также в автопарке «Центрлесхоза» присутствуют две такие узкоспециализированные машины, как ПНС (пожарная насосная станция ПНС-110 на шасси КАМАЗ-5350) и две АР-2 (Автомобиль пожарный рукавный АР-2 на шасси Камаз-43114).

Пожарная насосная станция ПНС-110 на шасси КАМАЗ-5350 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, подачи воды и воздушно-механической пены из закрытого или открытого источника воды по магистральным линиям для питания автонасосов, автоцистерн и передвижных лафетных водяных и воздушно-пенных стволов в местах, где отсутствует водопровод. Ее оснащение составляют два насоса типа НЦПН-60/100, производительностью 110 литров в секунду. Откидные двери отсеков выполнены с телескопическими опорами для подъема, в задней части кузова откидные подножки. Пожарно-техническое вооружение размещено на крыше кузова и в отсеках с учетом удобного доступа и быстрого съема, надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления.

Автомобиль пожарный рукавный АР-2 выполнен на шасси КАМАЗ 43114 и предназначен для оснащения подразделений пожарной охраны рукавами при тушении крупных пожаров в лесах. Автомобиль работает в комплексе с передвижной насосной станцией и служит для прокладывания магистральных рукавных линий к месту пожара от насосной станции, которая устанавливается на берегу водоема. При необходимости производится подача воды или воздушно-механической пены на источник горения с помощью собственного стационарного лафетного ствола. Запас пожарных рукавов Ø77 мм составляет 1200 метров, то есть 60 штук. Запас пожарных рукавов Ø150 мм – 800метров (40 штук).

Для обеспечения связи и организации штаба тушения крупных лесных пожаров в распоряжении ГАУ МО «Центрлесхоз» имеется командно-штабная машина (КШМ) на шасси Урал-4320. Командно-штабная машина базируется на полноприводном шасси с установленным на нем фургоном. Это позволяет в критических ситуациях прибыть на место тушения и оперативно развернуть полевой штаб. Командно-штабная машина способна работать автономно от источников электроснабжения – для этого в комплектацию машины входят два генератора. Компоновка машины включает отсек совещаний, отсек спальный, отсек оператора связи, отсек гигиены. Штабной фургон оборудован автономным отопителем мощностью 5 кВт в отсеке для отдыха с разводкой тепла по отсекам и системой кондиционирования воздуха. Отсек оператора связи укомплектован радиостанцией Моторола с возможностью работы в диапазонах 136-174 Мгц и 430-460 Мгц. В отсеке гигиены установлены биотуалет, умывальник с подогревом воды, емкость для хранения питьевой воды из нержавеющей стали 120 литров.

Для оперативного ремонта лесопожарного оборудования и техники на месте тушения крупных лесных пожаров в распоряжении ГАУ МО «Центрлесхоз» имеются три передвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ) на шасси КАМАЗ-43118. Передвижная ремонтная мастерская ПАРМ обеспечивает выполнение следующих работ: ремонт двигателей, топливных систем, ремонт агрегатов трансмиссий, ремонт подвесок, ремонт различных редукторов, ремонт электрооборудования и аккумуляторов, ремонт гидравлических и пневматических тормозных систем, ремонт гидравлического навесного оборудования, ремонт шин, траков гусениц, газо-сварочные работы, электро-сварочные работы, покрасочно-восстановительные работы.

В фургоне ПАРм смонтирован верстак с необходимым оборудованием и имеется запас наиболее востребованных запасных частей и расходников. Под установку токарного станка на стадии разработки и производства каркаса авторемонтной мастерской ПАРМ рассчитываются и изготавливаются закладные усилители. Передвижная авторемонтная мастерская оснащается всем необходимым оборудованием и инструментом для проведения слесарных работ. ПАРМ комплектуется токарным станком, вертикально-сверлильным станком, точильно-шлифовальным станком, выпрямителем сварочным, гидравлическим прессом, верстаком с выдвижными ящиками и тисками, укосиной поворотной, сварочным оборудованием.