alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
29 марта
2013
18:48
68

Дорога, предназначенная для вывозки с лесосеки древесины (древесных хлыстов, деревьев, сортиментов) к местам ее последующей переработки или временного хранения. Л. д. подразделяются на автомобильные, железные и грунтовые. Основная часть заготовленной древесины вывозится по автомобильным дорогам лесовозными автомобильными поездами, состоящими из автомобилей-тягачей и прицепов. Вывозка с лесосек короткомерной древесины, щепы и древесных отходов проводится контейнерными автопоездами. Железные дороги имеют нормальную и узкую колеи. Лесовозный поезд узкоколейных железных дорог состоит из тепловоза (магистрального - на магистралях и ветках и маневрового - на лесовозных усах) и лесовозных вагонов-сцепов, предназначенных для перевозки древесных хлыстов и деревьев.
Сортименты перевозят на специальных платформах. Прямая вывозка заготовленной древесины трелевочными тракторами (обычно по грунтовым дорогам) к нижнему складу или пункту потребления применяется ограниченно. По сроку действия Л. д. подразделяются на постоянные (круглогодового действия), сезонные и временные (лесовозные усы). К постоянным относятся грузосборочные дороги. Они обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий; каждое предприятие вывозит древесину к перегрузочным пунктам, расположенным у трассы.
Далее древесину вывозят к пункту примыкания грузосборочной дороги, к магистрали Л. д. (основной участок Л. д., обслуживающий лесосырьевую базу предприятия весь период ее существования или в течение значительной его части), ветке (примыкающие к магистрали Л. д. ответвления, обслуживающие часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет; срок действия веток зависит от размеров лесных массивов и очередности их освоения; расстояния между отдельными ветками составляет в районах с интенсивным ведением рубок - 2-3 км, в лесоизбыточных районах - 4-6 км).
Существует несколько категорий постоянных автомобильных Л. д. по типу покрытия (в зависимости от годовой грузонапряженности). Дороги более высоких категорий имеют усовершенствованные капитальные покрытия, дороги более низких категорий - переходные и низшего типа покрытия - щебеночные, гравийные, улучшенные грунтовые. Грузосборочные автомобильные дороги имеют, как правило, асфальтное и железобетонное покрытие. Основные материалы покрытия магистральных автомобильных дорог - гравий и щебень. Для повышения несущих свойств грунтов в нек-рых случаях применяют различные органические и минеральные вяжущие материалы. Л. д. сезонного действия предназначены для эксплуатации в летнее или зимнее время.
Зимние автомобильные Л. д. предназначены для освоения лесосек на слабых и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Зимние Л. д. эксплуатируются один или несколько зимних сезонов. Основание таких дорог готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки укрепляют настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов. Покрытием для зимних Л. д. служит прикатанный слой снега или слой льда толщиной 30-40 см. Трассы таких дорог обычно прокладывают по водоразделам, поймам рек и др. участкам, минуя крутые подъемы и спуски. Временные Л. д. - лесовозные усы - предназначены для освоения отдельных лесосек и примыкают к ветке или магистрали. Срок действия таких дорог - не более года.
Транспортная сеть лесозаготовительного предприятия состоит, как правило, из одной магистрали, нескольких веток и большого количества лесовозных усов. В горных условиях для вывозки древесины в основном используют автомобильные дороги.
Трассы горных Л. д. прокладывают в зависимости от фунтовых условий по долинам, надпойменным террасам, склонам косогоров, пологим водоразделам таким образом, чтобы как можно больше снизить уклон транспортного пути. Покрытие горных Л. д. на магистралях и ветках - гравийное и щебеночное, на лесовозных усах - фунтовое и грунтово-щебеночное. По годовой интенсивности перевозок горные Л. д. подразделяются на несколько категорий, отличающихся эксплуатационными параметрами. Л. д., помимо транспортировки различных лесоматериалов, могут использоваться и для лесохозяйственных целей, в т. ч. при проведении рубок ухода, заготовке лесохимического сырья и др. Согласно правилам отпуска леса (древесины) на корню, лесопользователи обязаны сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при заготовке древесины и перевозке иных грузов дорога, мосты и др. сооружения. По окончании срока вывозки древесины основные Л. д., перечень к-рых определяется соответствующим договором, должны быть переданы лесхозу в состоянии, пригодном для их дальнейшего хозяйственного использования.