alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
25 марта
2013
16:34
85

(от лат. codex - книга), федеральный закон, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права, в данном случае
- лесное хозяйство и лесопользование.
Исторически в России под «кодексом» понимался свод законов, поэтому этот термин длительное время рассматривался как синоним термина «судебник» (свод или кодекс судебных законов). В современной России кодексы относятся к высшей категории федеральных законов (Административный кодекс, Гражданский кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, Уголовный кодекс и т. д.).
До создания первого лесного Устава лесное законодательство России развивалось в виде отдельных царских указов и обусловленных ими подзаконных актов, издаваемых государственными ведомствами, ответственными за управление лесами.
Первый «Устав о лесах» был разработан при императрице Екатерине II и введен в силу двумя ее указами: от 28 марта 1786 г. и 10 июня 1787 г. Первый указ распространял действие «Устава о лесах» на губернии северной и средней полосы Европейской России. Губернаторам отдавалось распоряжение провести описание, обмежевание и разделение на части казенных лесов. Впервые в этом Указе предписывалось независимо от видов собственности и управления лесами отделить одну пятую часть «высокоствольных черных и красных лесов», окопать их рвами, назвать заказниками и беречь «на государственное знатное и важное кораблестроение». Рубка этих заказников дозволялась только по именному или сенатскому указу. Остальные казенные леса разделялись на лесосеки, число к-рых определялось «сообразно местоположению» и составу лесов, подробно детализировалась нарезка годовых лесосек и лесовозобновление на них после лесозаготовки.
Особый Указ 10 июня 1787 г. распространял действие «Устава о лесах» на полуденную полосу Европейской России (юг России). Этим указом 10 губернаторам предписывалось «для заведения и умножения лесов в степях Екатеринославской губернии и области Таврической» сеять и сажать леса в казенных дачах, приглашая для этого частных владельцев земли и награждая отличившихся. На эти цели выделялось целевое финансирование из Императорского кабинета.
Дальнейшее развитие главный закон о лесах получил в 1789 г. в связи с изданием Лесохозяйственной (Форстмейстерской) инструкции, в к-рой предусматривались обязанности по охране, сбережению и отпуску леса, посадке, закладке лесных культур. Согласно инструкции, ответственность за леса в губерниях страны возлагалась на обер-форстмейстеров и форстмейстеров.
Кратковременное царствование императора Павла 1 - период упорядочивания государственного ведения лесного хозяйства. Во многом это связано с результатами т. н. «экспедиций» императора 1797-1798 гг., в ходе к-рых он знакомился со страной, объезжая ее европейскую часть, в основном многолесные регионы. Решение Павла I создать специальную государственную структуру, к-рая вошла в историю под названием «Лесной департамент», было логичным продолжением всех прежних усилий государства предотвратить расхищение и бездумное уничтожение всеобщего достояния - лесов.
Указом императора Павла I от 26 мая 1798 г. было впервые закреплено право собственности государства и ответственности государства за все леса России.
К 1905 г. был разработан Устав лесной как главный государственный законодательный акт о лесах. Он включал разработанные и введенные в действие нормативы и регламенты лесного хозяйства и лесопользования, важнейшими из к-рых были:
• Вальдмейстерская инструкция (1722), определившая начала лесоустройства в России;
• Форстмейстерская инструкция (1769), определившая начала обязанностей лесной администрации по охране, сбережению, отпуску леса, по его посадке и закладке лесных культур;
• Первые упрощенные (одинаковые для всех губерний России) лесные таксы, определявшие размер платы за отпускаемый на корню лес (1799);
• Положение о постоянной лесной страже по ведомству Министерства финансов (1832), заложившее начала лесной охраны в лесном хозяйстве;
• Положение о Корпусе лесничих (1839), закрепившее профессиональные требования к руководящим работникам и зависимость лесного хозяйства от лесных наук и лесного образования;
• Инструкция для таксационных работ в лесных дачах, избираемых для ведения правильного лесного хозяйства (1845), ставшая первой лесоустроительной инструкцией и определившая все дальнейшее развитие лесоустройства в России;
• Положение о лесной страже в казенных лесах (1869), определившее начала структуры государственных органов управления лесным хозяйством, условия финансирования и материального обеспечения лесного хозяйства, а также требования к профессиональной подготовке;
• Инструкция по отпуску леса на корню (1869), закрепившая национальную специфику отпуска леса на корню и определившая тенденцию развития лесных торгов в России; лес с торгов продавали по таксовой оценке и корневой цене;
• Наставление Лесного департамента по определению таксовой цены древесины при проведении лесоустройства (1883), определившее на длительное время механизм формирования лесного дохода в России исходя из рыночной цены единицы объема древесины, процента предпринимательской прибыли на вложенный капитал, затрат на рубку и заготовку единицы объ-ема древесины, затрат на транспортировку этой древесины по рекомендованной департаментом формуле;
• Лесоохранительный закон (Положение о сбережении лесов, 1888), направленный на упорядочение лесного хозяйства в частных лесах и предполагающий единый для всех лесовладельцев порядок лесопользования, с учетом их охранных функций. В частности, был определен режим пользования в защитных лесах, в т. ч. и сберегающих водоисточники. Владельцы лесов, не признанных защитными, должны были составлять планы ведения хозяйства на основе правил, к-рые определяло Министерство государственных имуществ. При нарушении правил владельцы лесов обязывались восстановить леса на вырубках. Частные лесовладельцы обязаны были следовать государственной политике в области лесного хозяйства. Для соблюдения требований «Положения о сбережении лесов» были созданы лесоохранительные комитеты.
В 1905 г. по высочайшему повелению императора Николая II Устав лесной был введен в действие. В дальнейшем он был переиздан несколько раз, а также дополнен и переработан в 1913 г., и использовался как базовый закон о лесном хозяйстве. Устав лесной укрепил всю систему взаимоотношений между государственными органами управления лесным хозяйством, частными лесовладельцами и лесопромышленниками.
Уставом лесным предусматривалось составление плана ведения хозяйства, в к-ром необходимо было указать «...определение порядка и количества рубки, обеспечивающих естественное возобновление». Начиная с Устава лесного планирование стало одним из рычагов государственного регулирования ведения хозяйства и в частных лесах России.
Лесной кодекс РСФСР (1923) стал поворотным моментом в развитии лесного законодательства: был образован единый государственный лесной фонд и введено разделение собственно лесного хозяйства и лесопользования. Леса, согласно этому кодексу, передавались лесопользователям. Кроме того, ст. 8 на лесопользователей, в ведение к-рых передавали леса местного значения, возлагалась, помимо прочего, охрана лесов от пожаров, самовольных рубок, нерегулируемой пастьбы скота. Однако Лесной кодекс РСФСР образца 1923 г. не стал в полной мере сводом основных законоположений в области лесного хозяйства и лесопользования. Лесное законодательство развивалось в ответ на запросы плановой экономической системы. В декабре 1929 г. было принято «Положение о советских лесных хозяйствах» (решение Экономического совещания РСФСР). Согласно этому документу, на лесное хозяйство были возложены функции лесопользования (лесозаготовок) и фактически произошло слияние лесного хозяйства и лесной промышленности, а все права и обязанности, связанные с лесом, были переданы в ведение ВСНХ. В 1930 г. лесничества были преобразованы в леспромхозы.
В конце 1960-х годов, после экономических реформ по территориальной реструктуризации экономики, стала особенно актуальной систематизация правовых основ ведения лесного хозяйства и лесопользования. Ее итогом стали «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», принятые на 6-й сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 17 июня 1977 г.
Лесной кодекс РСФСР 1978 г. жестко регламентировал любые действия лесопользователей, но при этом достаточно прогрессивно решал вопросы государственного управления лесами. В частности, к задачам лесного законодательства было отнесено регулирование лесных отношений в целях обеспечения рационального использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства и повышения продуктивности для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, др. лесной продукции и усиления водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов, а также охрана прав предприятий, учреждений, организаций и граждан, укрепление законности в области лесных отношений (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).
Базовыми положениями Лесного кодекса РСФСР образца 1978 г. были единая государственная собственность на все леса и понятие о едином государственном лесном фонде страны. При этом, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Внедрение рыночных отношений потребовало от Верховного Совета РФ разработки и принятия новой законодательной базы, регулирующей правовые и экономические вопросы в государственной и частной сферах производства. В марте 1993 г. Верховный Совет РФ принял постановление «О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации».
Этот закон содержал много прогрессивных положений. Напр., в отношении важнейшего вопроса лесного законодательства - определения понятия «лес», в нем сказано: «Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и др. компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии». Такое понятие леса соответствует его биологической сути и принятой в мировой практике терминологии. Собственник на леса в Основах указан не был, что объясняется отсутствием на момент их принятия новой Конституции РФ. Основы закрепляли только функции владельцев лесом по управлению лесным хозяйством (ст. 11) и их обязанности по повышению продуктивности лесов (ст. 58), однако в них не оговаривались ни права владельцев, ни их ответственность за состояние лесов и уровень ведения лесного хозяйства.
Главным достижением Основ считается ликвидация института лесосырьевых баз, когда на значительных площадях бесплатно на срок до 50 лет и более лесосырьевые базы закреплялись за лесозаготовителями. Введение института аренды участков лесного фонда вместо института лесосырьевых баз было продиктовано необходимостью создания экономического механизма регулирования лесопользования.
Система платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с Основами, включала лесные подати и арендную плату. Предусматривалось, что лесные подати взимаются за древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных: растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и др. виды побочных лесных пользований] пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, а также в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях. В составе лесных податей взималась плата и за землю лесного фонда. За аренду участков лесного фонда вносилась арендная плата. Лесные подати и арендная плата поступали в районные бюджеты тех районов, на территории к-рых осуществлялось пользование лесным фондом. Часть этих средств по решению районных органов власти могла направляться на охрану и защиту лесов.
Несмотря на законодательное закрепление прав лесопользователей, в Основах лесного законодательства все действия лесопользователей строго регламентировались. В частности, были определены конкретные условия прекращения, приостановления и ограничения прав пользования лесным фондом (ст. 36, 37, 39), устанавливалась обязанность лесопользователей проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках (ст. 56), осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а при возникновении лесных пожаров - тушить их (ст. 35). В то же время лесопользователям предоставлялось право самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом и заготовленная ими древесина или др. лесная продукция становилась их собственностью.
Основы были разработаны и введены в действие до принятия новой Конституции РФ. Это обусловило наличие в них ряда противоречий с основным законом России. Поэтому в 1995 г. по инициативе Правительства РФ началась работа по подготовке нового нормативного акта, к-рый должен был устранить имеющиеся противоречия, и 4 февраля 1997 г. взамен Основ лесного законодательства введен в действие Лесной кодекс РФ (ЛК РФ). ЛК РФ (1997) стал федеральным законом прямого действия практически по всем направлениям его применения, если эти действия были прописаны в ЛК. Он состоит из трех частей: «Общая», «Особенная», «Заключительная» и включает 7 разделов, 20 глав и 138 статей. За годы применения ЛК многие статьи были изменены или отменены на основании федеральных законов. Базовое понятие в ЛК РФ - лесной фонд. В лесной фонд включены все леса, за исключением расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).
В настоящее время ведение лесного хозяйства и управление лесами осуществляется на основании Лесного кодекса от 04.12.2006 №200-ФЗ, Федерального закона №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» и других нормативно-правовых актов.